Можно, конечно, для обозначения этого чувства сочинить новый термин, но, нам кажется, в этом нет никакой нужды, ибо в своем предварительном и
формальном определении трансцендентное религии пока еще не отличается от трансцендентного философии: это больше логический жест, чем понятие (каковым, впрочем, и неизбежно будет всякое логическое понятие трансцендентного, т. е. того, что находится выше понятий).], не принадлежит имманентному, — «миру» и «я», хотя его касается.
Неточные совпадения
Так, как в математике — только там с большим правом — не возвращаются к
определению пространства, движения, сил, а продолжают диалектическое развитие их свойств и законов, так и в
формальном понимании философии, привыкнув однажды к началам, продолжают одни выводы.
Для
определения Духа Св. нет никаких внешних
формальных признаков.
Невозможно
формальное, рациональное
определение церкви, оно узнается лишь в церковном духовном опыте.
Прежде, нежели перейдем к
определению существенного содержания искусства, чем дополнится принимаемое нами
определение его
формального начала, считаем нужным высказать несколько ближайших указаний об отношении теории «воспроизведения» к теории так называемого «подражания».
1)
Определение прекрасного: «прекрасное есть полное проявление общей идеи в индивидуальном явлении» — не выдерживает критики; оно слишком широко, будучи
определением формального стремления всякой человеческой деятельности.
Определение формального начала искусства, нами принимаемое, сходно с воззрением, господствовавшим в греческом мире, находимым у Платона, Аристотеля, и, по всей вероятности, высказанным у Демокрита.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом
определении, — полное согласие идеи и формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа —
формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и формы.
Теперь мы должны дополнить выставленное нами выше
определение искусства и от рассмотрения
формального начала искусства перейти к
определению его содержания.
«В
определении искусства как подражания природе показывается только его
формальная цель; оно должно, по такому
определению, стараться по возможности повторять то, что уже существует во внешнем мире.
Нисколько не думая, чтобы этими словами было высказано нечто совершенно новое в истории эстетических воззрений, мы, однако же, полагаем, что псевдоклассическая «теория подражания природе», господствовавшая в XVII–XVIII веках, требовала от искусства не того, в чем поставляется
формальное начало его
определением, заключающимся в словах: «искусство есть воспроизведение действительности».
Здесь прежде всего заметим, что словами: «искусство есть воспроизведение действительности», как и фразою; «искусство есть подражание природе», определяется только
формальное начало искусства; для
определения содержания искусства первый вывод, нами сделанный относительно его цели, должен быть дополнен, и мы займемся этим дополнением впоследствии.
Чтобы довершить влияние своих убеждений, Овэн отказался от всякого
формального проявления начальнической власти в своих отношениях с рабочими и предоставил их собственному суду
определение степени искусства в работе и личных достоинств каждого.